-
Сенсорная интеграция (СИ) – это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Это адаптационная реакция, служащая для выполнения определённого действия, принятия соответственного положения тела, и т. п.
У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов, будут появляться дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведении ребенка.
Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы.
-
Симптомы нарушений сенсорной интеграции.
- Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша);
- избегание занятий с пластилином, рисования пальцами;
- проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц;
- неправильный захват карандаша;
- сверхчувствительность к звукам, к свету;
- трудности в обучении письму и чтению;
- трудности с выслушиванием рекомендаций;
- проблемы с обучением езды на велосипеде;
- избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми;
- затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов;
- трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься;
- низкий порог толерантности к близости другого лица.
- Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности.
- Расстройства мышечного тонуса.
- Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
- Двигательная неуклюжесть.
- Трудности в концентрации, импульсивность.
- Быстрая утомляемость.
- Отказ от социальных контактов.
- Задержка развития речи, двигательного развитии, а также трудности в обучении.
- Слабая организация поведения, отсутствие планирования.
Для кого терапия СИ?
- Дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания.
- Дети с ДЦП.
- Дети с аутизмом.
- Дети с задержкой психомоторного развития.
- Умственно отсталые дети.
- Дети с заболеваниями генетического характера (синдром Дауна, Аспергера, Ретта, Вильямса, Тернера, Клайнфельтера).
- Дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания.
В чем состоит терапия?
Целью терапевтических занятий, проводимых с ребенком, является компенсация определенных диагнозом нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка.
Занятия по сенсорной интеграции, в основном, носят характер двигательной активности, направленной на стимуляцию чувств. Они адаптированы к уровню развития ребенка и проходят в форме «учебной игры». Во время занятий выполняются соответствующие для ребенка упражнения, обладающие вестибулярной, проприоцептивной, а также тактильной стимуляцией.
В результате терапии ребенок может улучшить: развитие в области крупной и мелкой моторики; внимание и концентрацию; зрительные и слуховые способности; самосознание и самооценку; функционирование.